Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Отчёт по программе «Возможность быть вместе» за март-май 2011г.

 «Возможность быть вместе» – программа формирования ответственного родительства в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  Содержательный отчёт за март-май 2011 года

 
1. Введение (цели и задачи прооекта). 
Цель проекта - сформировать позицию ответственного родительства в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
1.     Сформировать родительскую компетентность (психологическую, педагогическую, по вопросам здоровья ребёнка, социальную, правовую).
2.    Создать универсальные условия для развития ребёнка в домашней обстановке.
 
2. Реализация проекта.
 
Работа с целевыми группами.
Целевая группа – семьи с детьми-инвалидами с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и нарушениями в развитии от рождения до 6 лет.
На начальном этапе реализации проекта были выделены критерии, по которым будет осуществляться набор целевой группы:
-     родители ребёнка находятся в трудной жизненной ситуации;
    в семье наблюдается неблагоприятная внутрисемейная обстановка и  нарушение взаимодействия с социальным окружением;
-     неполные семьи, в которых воспитывается ребёнок-инвалид или ребёнок с ограниченными возможностями здоровья;
-     семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды со сложными сочетанными нарушениями.
Один или сочетание нескольких критериев явилось показанием для включения в проект.
         Количество семей на момент предоставления отчёта составляет – 21 (список семей прилагается).
         Для организации процесса  и взаимодействия в рамках проекта были закреплены внешние и внутренние процедуры взаимодействия, составлен график работы специалистов. Для осуществления эффективной работы   приобретено развивающее  игровое оборудование, подготовлены комплекты  информационных и специализированных материалов для родителей, изготовлены наглядные печатные пособия для детей.   Кроме того, приобретён пылесос для уборки игровой комнаты; офисные принадлежности, канцелярские товары и расходные материалы.  
 
Деятельность по проекту.
После первичного набора целевой группы был проведена диагностика состояния семьи по следующим параметрам:
-    позитивная динамика адаптации семьи к проблемам развития, воспитания и здоровья ребёнка, определяемая путём качественной оценки контрольных показателей (инициирование процесса развития, интерес к процессу, системность, включённость в занятия, создание домашней развивающей среды, отработка навыков, выполнение рекомендаций специалистов, согласованность действий, самостоятельное отслеживание динамики развития ребёнка);
-   позитивная динамика развития ребёнка,   определяемая    путём качественной оценки контрольных показателей развития (общая моторика, сенсорное развитие, пространственные представления, формирование предметно-игровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие, социально-бытовые).
 
На основании проведённой диагностики для каждой семьи была определена форма работы и составлен индивидуальный план помощи:
1.     Для семей с детьми раннего возраста была определена форма домашнего визитирования – 4 семьи. При осуществлении домашнего визитирования специалисты имели возможность разработать план помощи семье с учётом семейной обстановки и окружающей ребёнка жизненной среды, составить полное представление о характере сложившихся детско-родительских отношений, о методах развития и воспитания ребёнка, применяемых в семье. При этом также представляется возможность проведения наиболее точной диагностики развития ребёнка – в естественных для него условиях.
Формы работы с семьёй: психолого-педагогическая помощь семье, помощь в создании универсальных условий для развития ребёнка в домашней обстановке. Количество домашних визитов в семью: не реже 1 раза в месяц.
2.     Для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, была выбрана форма психологического консультирования – 15 семей. Помощь семьям заключается в преодолении стресса, изыскании ресурсов для нормализации жизни семьи.
3.     Для семей, в которых наблюдается неблагоприятная внутрисемейная обстановка и нарушение взаимодействия с социальным окружением, была выбрана интерактивная форма работы, сочетающая в себе как психологическое консультирование, так и включение в групповое и тренинговое взаимодействие – 17 семей. Целью такой работы являлась как нормализация жизни семьи, формирование внутрисемейной поддержки матери, построение адекватных горизонтальных и вертикальных внутрисемейных связей, так и формирование детско-родительских отношений, стимуляция активности семьи в вопросах развития и помощи ребёнку, организация взаимодействия в диаде «мать-дитя», а также взаимодействия ребёнка и других членов семьи.
Периодичность – 3 группы 1 раз в неделю. Количество участников группового занятия – не более 10 человек (5 семей).
4.     Семьи, которые воспитывают детей-инвалидов со сложными сочетанными нарушениями, были включены в систему психологического консультирования и групповые занятия. Кроме того, по решению команды специалистов для 1 семьи была добавлена форма индивидуальной помощи.  
 
Также в отчётном периоде реализации проекта были проведены тренинги для родителей:
  • 16.04.2011 года - «Эмоциональное состояние мамы и её влияние на ребёнка. Умение управлять сложной жизненной ситуацией» (количество участников – 10 человек).
  • 07.05.2011 года - «Приёмы продуктивного взаимодействия родителей с ребёнком.  Построение общения с ребёнком с учётом ограничений в его здоровье» (количество участников – 10 человек).
 Все родители были обеспечены информационно-методическими материалами (методическими пособиями, наглядными пособиями), а также материалами  по социальной правовой компетентности, по вопросам здоровья ребёнка. Каждой семье была предоставлена возможность воспользоваться развивающим и игровым оборудование, специалистами продемонстрированы материалы по созданию универсальной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях.
 

Количественные результаты
За период реализации проекта было организовано:
1.     Домашнее визитирование – 12
2.     Групповые занятия с детьми и родителями – 24
3.     Психологическое консультирование - 32
4.     Тренинги для родителей – 2
 
Качественные результаты
1. Семьи получают  психологическую и информационно-образовательную поддержку.
2. Ведётся работа по развитию родительской компетентности и ответственности.
3. Отслеживается положительная динамика в адаптации семей и преодолении трудной жизненной ситуации.  
 
 
 
 

 

 
Вернуться к списку