Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Альтернативная коммуникация

На базе  ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» в рамках реализации программы «Каждый ребёнок уникален» - развитие услуг раннего вмешательства на территории города Новосибирска и Новосибирской области проходят групповые занятия  по Альтернативной (дополнительной) коммуникации. Занятия проводят специалисты  службы ранней помощи – психолог Штягинова Елена Александровна и педагог-дефектолог Кобякова Елена Александровна.

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. В случаях, когда у человека есть потребность и возможности выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы дополнительной коммуникации. Надо понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, значкам, рисункам, пиктограммам, системам символов и т.д.). Использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

Для выбора системы дополнительной коммуникации специалистами было проведено диагностическое обследование уровня развития детей и особенностей их коммуникативных навыков. Для этого были использованы специально разработанные диагностические листы.

Организуя процесс занятий по аугментативной коммуникации, специалисты  поставили цель – дать ребёнку такой язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими  и поймёт, что общение - это средство удовлетворения своих потребностей. Оптимальным средством дополнительной коммуникации является использование коммуникативных графических символов (альбомов с картинками и фотографиями), обучение системе коммуникации с использованием карточек PECS,  комбинации речи и жестов, а для детей постарше - обучение глобальному чтению.

Первоначальным этапом использования графических символьных систем является формирование у детей навыка выбора картинки по просьбе и соотнесение графического изображения с реальным предметом.

Обучение навыку комбинированного использования речи и жестов проходит в игровой форме с использованием специально адаптированных для этой цели стихов и пальчиковых игр, в которых используются наиболее часто употребляемые в жизни социальные жесты, обозначающие действия или знакомые предметы (дай, иди, высоко, спать, есть, кошка, дом). Занятия по обучению жестовой речи проходят очень эмоционально, с высоким уровнем включения  в процесс родителей.

Глобальное чтение используется как средство зрительной поддержки детей в процессе овладения речью, чтобы дополнить возможности усвоения родного языка, которые даёт общение в семье. Первым шагом в обучении глобальному чтению является усвоение часто употребляемых слов с помощью картинок (кошка, собака), затем мы учим детей запоминать напечатанные слова, представленные с помощью картинок и составлять простую фразу из двух слов («кошка ест», «собака спит»). Особенное удовольствие дети получают от игры в «имена», когда нужно найти своё написанное имя среди имён других участников занятия.

Занятия проводятся в двух группах:

1-я группа – дети от 2 до 2,5 лет

2-я группа – дети от 4 до 5 лет.

 

Программы «Каждый ребёнок уникален» - развитие услуг раннего вмешательства на территории города Новосибирска и Новосибирской области реализуется в рамках субсидий, установленных  распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.12. 2011№ 632-рп. 

 

 
Вернуться к списку