Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Лекотека в каждом районе»

Март-ноябрь 2013 гг.

«Лекотека в каждом районе» - развитие сети лекотек – служб психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приемов (на 2013 год).

 

Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и психологической поддержки его семьи.

Задачи:

  • организация работы службы психологического сопровождения и специальной коррекционной помощи (лекотеки) семьям с детьми-инвалидами на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» в двух районах города Новосибирска;
  • оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку с использованием игротерапевтических методов и приёмов;
  • обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
  • нормализация детско-родительских отношений;
  • проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до 7 лет с нарушениями в развитии;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности у детей;
  • выдача рекомендаций родителям с использованием электронной библиотеки.

В этом году Лекотеки будут открыты:

-  на базе МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района;

-  на базе МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Заельцовского района.

 

План реализации проекта:

   п/п

Мероприятие

Срок

планируемый   

1

Анализ реализации и использования имеющихся условий, включая архитектурные решения и существующее оборудование для функционирования Лекотеки

Март

2

Подготовка административной документации

Март

3

Набор целевой группы (50 детей)

Март

4

Оформление пакета рабочей практической документации Лекотеки

Апрель

5

Обучение специалистов (семинары, тренинги) на базе НГПУ и обеспечение электронными материалами обучения

Апрель

6

Проведение первичных приёмов; анкетирование;  диагностических игровых сеансов с детьми с участием разных специалистов и различных способов игрового воздействия; составление индивидуальных программ реабилитации (не менее 3 часов на каждого ребёнка)

Апрель - май

7

Закупка оборудования для Лекотек

Март-май

8

Организация и проведение развивающих и коррекционных занятий, терапевтических игровых сеансов с детьми по индивидуальному плану (32 часа на каждого ребёнка)

Май-ноябрь

9

Проведение групповых родительских занятий

(5 занятий)

Апрель-ноябрь

10

Проведение супервизий (5 посещений)

Июнь-ноябрь

11

Промежуточный и итоговый диагностический контроль для коррекции индивидуальной программы реабилитации

Август, ноябрь

12

Оснащение методическими материалами  специалистов и родителей

Май - ноябрь

13

Предоставление семьям комплекта опорных документов методической поддержки: заключение специалистов; рекомендации специалистов для домашних занятий с учётом перспективы развития; блок стимульных материалов, подготовленный с опорой на сложную структуру дефекта

Ноябрь

14

Оценка качества услуг: проведение анкетирования родителей по вопросу качества предоставленных услуг – до и после проведения реабилитационных мероприятий; динамическая оценка развития ребёнка, опрос, использование дополнительных оценочных шкал

Ноябрь

 

Проект осуществляется в рамках муниципального контракта. Источником финансирования исполнения контракта является: бюджет города Новосибирска  на 2013 год (ведомственная целевая программа «Дети и город» на 2012 – 2016 годы, п. 1.7.3.).

 

Промежуточные итоги.

В рамках реализации данного контракта на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Заельцовском и Железнодорожном районах города Новосибирска организована работа двух служб психологического сопровождения и специальной коррекционной помощи семьям с детьми-инвалидами со сложной патологией (мультисенсорные расстройства, нарушения с регуляторными расстройствами, интеллектуальное отставание с аффективными нарушениями, осложненные формы ДЦП и аутизма, нарушения слуха, зрения и речи). Определены помещения, в которых будет проводиться коррекционно-развивающая работа. В МБУ «КЦСОН» Железнодорожного района ведётся капитальный ремонт, в МБУ «КЦСОН» Заельцовского района организуется игровое пространство  для наиболее функционального взаимодействия с семьями и детьми.

Набрана  и обучена команда специалистов (дефектолог, логопед, психолог). Обучение проходило на базе института детства ФГБОУ ВПО «НГПУ» в форме обучающих семинаров и тренингов. Обучаемые специалисты обеспечены электронными методическими материалами по вопросам психолого-педагогического сопровождения в рамках лекотеки семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Все участники обучения получили сертификаты.

Набрана целевая группа семей, составлены и утверждены списки, не менее 25 семей в каждом учреждении. Разработана и утверждена  рабочая документация (бланки специалистов, соглашения между МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» и исполнителем, договоров между МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» и получателем услуг). Для анализа работы и наиболее эффективной реализации услуги специалисты ведут следующий пакет документов: форма отчётности оказания услуг каждым специалистом; форма «Критерии эффективности работы специалиста с ребёнком»; форма «Критерии эффективности работы специалиста с родителями»; форма сводной отчётности оказания услуг всех специалистов лекотеки; форма тематического планирования занятий и карты специалистов; форма психологического профиля «Уровень актуального развития ребёнка»; форма оценки и анализа эффективности реабилитационных мероприятий; журнал протоколов занятий с родителями; книга отзывов родителей детей, посещающих лекотеку; журнал для родителей «Вопросы и ответы».

За период реализации данного контракта проведены диагностические игровые сеансы с участием разных специалистов, в виде различных способов игрового воздействия с детьми, а также первичное анкетирование, в ходе которого определён запрос. Заполнены диагностические карты (протоколы), разработаны индивидуальные программы развития детей и поддержки родителей.

В каждом учреждении помещение подготовлено и оснащено комплектом развивающего оборудования: мебель для занятий; сенсорные комнаты, развивающие модули Монтессори, развивающее игровое оборудование развивающие игры; оборудование для песочной игротерапии, комплект для «мокрой» зоны; развивающее игровое оборудование Домана для обучения чтению.

Всё оборудование и материалы соответствуют санитарно-гигиеническим нормам согласно законодательству Российской Федерации.

Регулярно проводятся коррекционно-развивающие занятия, терапевтические игровые сеансы с детьми-инвалидами согласно индивидуальной программе развития, групповые занятия с родителями. За качеством услуг ведётся контроль в виде супервизий. Супервизорской группе консультантов каждая команда специалистов представляет игровое терапевтическое занятие с ребёнком, после которого  анализируется процесс взаимодействия команды с ребёнком и родителем. Во время супервизии обсуждаются вопросы, возникающие у специалистов в ходе сопровождения данной семьи.

 

Итоги работы по развитию сети лекотек – служб психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приемов в 2013 году

В рамках реализации данного контракта на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Заельцовском и Железнодорожном районах города Новосибирска организована работа служб психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными нарушениями в развитии. Оборудованы и прозонированы игровые, сенсорные комнаты для комплексной работы с семьями. Обученная междисциплинарная команда специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог) проводила диагностические игровые сеансы, разрабатывала индивидуальные программы реабилитации с учётом возрастных, психологических особенностей развития ребёнка. Индивидуальная и групповая работа специалистов с семьёй и ребёнком основана на личностном и семейно-ориентированном подходе. Для анализа эффективности работы с семьями специалисты проводили промежуточный и итоговый диагностический контроль качества услуг посредством углубленной междисциплинарной оценки, супервизий. В ходе супервизий оценивался уровень ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, уровень междисциплинарного взаимодействия в команде (гибкость, включённость, эмпатия) специалистов во время игрового терапевтического сеанса с ребёнком, с семьёй, специалистам оказывалась помощь в разработке рекомендаций. В каждой лекотеке было проведено по 5 супервизий. Специалистами лекотек МБУ «КЦСОН» был проведён не только промежуточный и итоговый диагностический контроль актуального уровня развития ребёнка для выявления динамики в развитии и коррекции индивидуальной программы реабилитации, также специалистами была осуществлена внутренняя и внешняя оценка качества оказанных услуг семьям и  детям целевой группы посредством анкетирования по вопросу качества предоставленных услуг до и после проведения реабилитационных мероприятий. Были получены положительные отзывы, родители отметили разнообразие и содержательную насыщенность, богатый арсенал игровых приёмов и навыков занятий в лекотеке, высокий уровень профессионализма специалистов, улучшение способов общения с ребёнком в семье после посещения занятий. Также многие родители считают, что на сегодняшний день игровая терапия является наиболее эффективной  моделью при работе с детьми с разными нарушениями в развитии. Это связано с тем, что в недирективном игровом процессе дети могут свободно выражать свои эмоции, проигрывать  жизненные ситуации, манипулируя  разнообразными игровыми материалами. Равноправные дружеские отношения с ребёнком, принятие ребёнка таким, какой он есть, предоставление ребёнку самостоятельно определять сюжет и направление игровых занятий - этот гуманистический  принцип стал основным  не только для специалистов, но и для членов семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.