Новости
|
«Служба персональных помощников»
Март-ноябрь 2013г.
Цель: оказание персональной помощи семьям с детьми-инвалидами, направленной на преодоление социальной изолированности и социальную адаптацию маломобильных детей-инвалидов и со сложными нарушениями в развитии.
Целевая группа: семьи с маломобильными детьми-инвалидами и со сложными нарушениями в развитии от 0 до 18 лет – всего не менее 18 семей.
Проект осуществляется в рамках муниципального контракта. Источником финансирования исполнения контракта является: бюджет города Новосибирска на 2013 год (ведомственная целевая программа «Дети и город» на 2012 – 2016 годы, п. 1.7.5.). Промежуточные итоги. Реализация данного контракта представляет собой оказание персональной помощи семьям с детьми-инвалидами (от 0 до 18 лет), направленной на преодоление социальной изолированности и социальную адаптацию маломобильных детей-инвалидов и со сложными нарушениями в развитии. На данном этапе сформирована команда специалистов, осуществляющих руководство и координацию работы службы персональных помощников и команда персональных помощников (39 человек). Разработан пакет рабочей документации: соглашения с исполнителем и персональными помощниками; информационные материалы отбора персональных помощников (карты собеседований, анкеты, тесты, бланки-интервью); журнал координатора; журнал посещений (лист регистрации визитов); журнал помощника (дневник); форма персонального плана помощи семьям; форма оценочного листа для анализа работы службы. Осуществлён набор целевой группы из числа семей, состоящих на учёте в Комплексных центрах социального обслуживания населения города Новосибирска, составлен список семей на основе полученных заявок; составлены портфолио семей для оказания наиболее актуальных видов помощи и конструктивного взаимодействия персональных помощников с ребёнком и семьёй. Закуплено игровое развивающее оборудование, для организации эффективной коррекционно-развивающей среды в домашних условиях учитывался возрастной диапазон детей целевой группы: ранний возраст (погремушки, неваляшки, пирамидки и пр.), дошкольный возраст (пазлы, разрезные картинки, домино, лото), школьный возраст (головоломки, логические игры, различные дидактические игры). Для команды персональных помощников собраны 18 комплектов «Сумка персонального помощника» (аптечка первой помощи, термос, наборы для детского творчества). Проведено собеседование с претендентами для определения опыта персональных помощников и имеющихся у них навыков и умений; осуществлено анкетирование и тестирование с моделированием ситуаций; составлены портфолио персональных помощников. Началось обучение персональных помощников на базе НГПУ по утверждённой программе. После обучения состоятся первичные визиты персональных помощников совместно с координаторами службы в семьи для проведения первичной диагностика и разработки персональных планов помощи семьям.
Итоги работы по организации работы службы персональных помощников для семей с детьми-инвалидами в 2013 году Реализация данного контракта была направлена на оказание персональной помощи семьям с детьми-инвалидами (от 0 до 18 лет), на преодоление социальной изолированности, на социальную адаптацию маломобильных детей-инвалидов и со сложными нарушениями в развитии. В команду добровольцев для службы персональных помощников вошли студенты Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, обучающиеся на разных специальностях (специальная дошкольная педагогика и психология, дошкольная дефектология, сурдопедагогика, олигофренопедагогика) – 36 человек. На базе ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» было проведено обучение волонтёров оказанию добровольческой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, включающей формирование ориентации на общечеловеческие гуманистические ценности добровольческой деятельности, обеспечение знаниями социальных и психолого-педагогических технологий, методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Затем осуществлялся набор целевой группы из числа семей, состоящих на учёте в комплексных центрах социального обслуживания населения города Новосибирск (по направлениям КЦСОН). Для организации коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях по запросу родителей было приобретено игровое развивающее оборудование в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей: игры для детей раннего возраста, дидактические пособия для детей дошкольного и школьного возраста. Возрастная категория семей целевой группы такова: - 6 детей раннего возраста, - 2 ребёнка дошкольного возраста, - 6 детей школьного возраста, - 3 ребёнка старшего школьного возраста (подростки). После того как волонтёры были готовы идти в семьи координаторы службы провели организационное собрание, на котором были проведены все необходимые инструктажи и запланированы первичные визиты семьи. Целью каждого первичного визита было знакомство персональных помощников со всеми членами семьи и близкими взрослыми, с которыми проживает ребёнок, налаживание доверительных отношений, установление эмоционального контакта с ребёнком, изучение его психологических особенностей развития, обсуждение запроса семьи:
Персональные помощники продолжают посещать закреплённую за ними семью не реже 2 раз в неделю. Для обсуждения возникающих вопросов и проблем координаторы проводили рабочие совещания. В завершении реализации проекта проведена оценка эффективности и успешности деятельности персональных помощников посредством анализа: реализация персонального плана помощи семьи, соблюдение персональными помощниками принятых норм и правил работы с семьёй (критерии оценки деятельности персональных помощников координаторами службы: мотивация, эмпатия, творческий потенциал). Родители отмечали положительную динамику в развитии ребёнка, например проявление у ребёнка интереса к изобразительным видам деятельности, привлечение его к совместным дидактическим играм различного характера, расширение словаря, развитие слухового восприятия, коммуникативных навыков, повышение познавательного интереса, наблюдали расширение словарного запаса, развитие активной и пассивной речи, устойчивость внимания.
|