Новости
|
«Отделение альтернативной коммуникации»Программа январь – декабрь 2014 г. – «Отделение альтернативной коммуникации». Программа предполагает создание отделения альтернативной коммуникации для детей-инвалидов с психоэмоциональными нарушениями и проблемами контакта, внедрение технологий и методик альтернативной и дополнительной коммуникации на базе службы ранней помощи. Отделение будет работать в рамках подпрограммы «За равные возможности» долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, координируемая министерством социального развития Новосибирской области. Подпрограмма «За равные возможности» осуществляется при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачи программы:
Общие итоги программы в 2014 году
В рамках программы организовано коммуникативное и игровое пространство для детей в офисе организации. Пополнен фонд средств альтернативной и дополнительной коммуникации для организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, а также для обучения родителей организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для развития навыков альтернативной и дополнительной коммуникации, самостоятельной работы по овладению данными способами общения с детьми:
Для организации информационно-методического сопровождения родителей, а также обучения их методам альтернативной и дополнительной коммуникации, подготовлены информационные материалы для родителей по видам психолого-педагогической поддержки в области коммуникации на бумажных и электронных носителях.
Проведены диагностические процедуры с каждым ребёнком, включённым в программу, для оценки актуального уровня развития навыков коммуникации, составления Диагностического заключения специалистов и разработки Индивидуальной программы поддержки семьи и ребёнка для подбора индивидуальных средств альтернативной и дополнительной коммуникации. При проведении диагностики особенностей коммуникативных навыков была использована Диагностическая карта, включающая в себя оценку сформированности и особенностей коммуникативного взаимодействия ребёнка, выявление и оценку сильных сторон ребёнка, которые будут задействованы для выбора подходящей системы альтернативной коммуникации (уровень сформированности когнитивных навыков и сохранности сенсорных сфер), и определения формы работы в ходе программы с данным ребёнком.
По результатам проведённых диагностических процедур составлена Индивидуальная программа поддержки семьи и ребёнка, осуществлён подбор подходящих для каждого ребёнка систем и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, выбраны наиболее эффективные для каждой конкретной семьи и ребёнка формы работы специалистов:
I) Индивидуальная работа с ребёнком (индивидуальное занятие), которая была направлена на формирование когнитивных навыков, развитие тонкой моторики и психических функций (внимания, мышления, памяти, восприятия), необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации; повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и формирование навыков социального взаимодействия. В процессе проведения индивидуальных занятий отрабатывались следующие способы альтернативной и дополнительной коммуникации:
II) Консультирование родителей, которое было направлено на оказание информационной и психологической помощи родителям в адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений, а также на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, и использование в процессе взаимодействия с ребёнком альтернативных и дополнительных средств коммуникации. В ходе консультативной работы родители получили ответы на интересующие их вопросы:
На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика и оценка динамики развития коммуникативных и речевых навыков каждого из детей целевой группы, а также оценка включенности родителей в процесс коммуникативного развития и воспитания ребёнка. Итоговая диагностика включала в себя оценку динамики, как основных коммуникативных навыков (формирование ответной реакции на предложенную коммуникацию; формирование умения инициировать общение; формирование активной позиции при взаимодействии и умения поддерживать коммуникацию; формирование положительного фона и адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии; формирование навыка восприятия инструкций взрослого; формирование умения использовать простые жесты, мимику и эмоции при общении и для сообщения ребёнком своих нужд и потребностей), так и навыков относящихся непосредственно к альтернативной и дополнительной коммуникации (формирование умения использовать при коммуникации: элементы жестовой речи; простые картинки и фотографии, простые графические системы; навыки глобального чтения; однофункциональные и многофункциональные электронные коммуникаторы). При проведении итоговой диагностики помимо оценки динамики усвоения навыков альтернативной и дополнительной коммуникации с использованием Диагностической карты, включающей в себя оценку сформированности коммуникативных, речевых навыков, и особенностей коммуникативного взаимодействия ребёнка с окружающими, также происходило наблюдение за ребёнком на занятиях, на индивидуальных встречах с родителями и в свободной деятельности. Родители принимали непосредственное участие при оценке сформированности навыков альтернативной и дополнительной коммуникации. В форме бесед специалисты совместно с родителями выясняли, какие навыки, полученные на занятиях, включаются в повседневную жизнь ребёнка и его семьи. В рамках диагностической процедуры, проводились междисциплинарные совещания специалистов, работающих в программе. Работа, проведённая за отчётный период, способствовала повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Благодаря активной позиции родителей, их включенности в реабилитационные мероприятия, а также выполнению родителями рекомендаций специалистов, дети целевой группы стали демонстрировать умения отвечать на предложенную коммуникацию выполнять простые инструкции взрослого, инициировать процесс взаимодействия, проявлять познавательную, социальную и речевую активность. Общие выводы: Благодаря оказанной специализированной психолого-педагогической помощь детям с синдромом Дауна с использованием технологий, методов альтернативной и дополнительной коммуникации (на основании индивидуальных программ помощи), способствовала увеличению показателей развития коммуникативных и речевых навыков, что, в свою очередь, способствовало их лучшей социализации и адаптации в социуме. Дети целевой группы могут отвечать на предложенную коммуникацию, инициировать взаимодействие, проявлять активность в общении и поддерживать коммуникацию с использованием вербальных и не вербальных средств коммуникации. Родители овладели методами развития навыков коммуникации и общения у детей, включали данные навыки в повседневную жизнедеятельность ребёнка, получили рекомендации специалистов по самостоятельной организации коррекционно - развивающих занятий в домашних условиях, направленных на развитие актуальных навыков, что значительно улучшило взаимодействие в диаде родитель-ребенок и повысило уровень жизни семьи и ребёнка. В 2014 году оказана психолого-педагогическая помощь 38 детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушение коммуникации, из 4 муниципальных образований (Коченевский, Новосибирский сельский, Чулымский районы Новосибирской области, г. Новосибирск (10 районов). Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 420.
Индивидуальные занятия в рамках внедрение технологий и методик альтернативной и дополнительной коммуникации Промежуточные итоги реализации программы. В I полугодии 2014 года оказана специализированная психолого-педагогической помощь 30 детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 5 лет, имеющим нарушение коммуникации, из 4 муниципальных образований (Коченевский, Новосибирский сельский, Чулымский районы Новосибирской области, г. Новосибирск). Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 420. Помощь, оказанная с использованием технологий, методов альтернативной и дополнительной коммуникации (на основании индивидуальных программ помощи), способствовала увеличению показателей развития коммуникативных и речевых навыков, что, в свою очередь, способствовало их лучшей социализации и адаптации в социуме. После реализации программы у детей значительно повысился уровень коммуникативных и речевых навыков. Дети стали более активно использовать вербальные и невербальные средства общения в повседневной жизни – звукоподражание, слова, усеченные фразы, жесты, мимику. Охотнее реагируют на коммуникацию инициированную другими, инициируют взаимодействие и поддерживают контакт, проявляют большой интерес к предложенному материалу, понятнее выражают свои чувства и желания для окружающих. Исходя из результатов первичной и итоговой диагностик, можно также отметить повышение уровня слухового и зрительного восприятия, а также способностей к локализации шумов окружающей среды и речи. У детей повысилась потребность в коммуникации, возрос интерес к общению со сверстниками, дети проявляют активность при взаимодействии. Следует отметить повышение уровня родительской компетентности в вопросах коммуникативного развития ребёнка. Родители овладели методами развития коммуникативных навыков у детей, включали эти навыки в повседневную жизнедеятельность ребёнка, получили рекомендации специалистов по организации самостоятельных занятий, направленных на развитие данных навыков в домашних условиях, что значительно повысило уровень жизни семьи и ребёнка.
|