Новости
|
«Домашнее визитирование»Программа январь – декабрь 2014 г. – «Домашнее визитирование». Программа предполагает оказание специализированной помощи на дому детям с тяжелыми нарушениями в развитии и маломобильным (домашнее визитирование). Домашнее визитирование будет осуществляться в рамках подпрограммы «За равные возможности» долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, координируемая министерством социального развития Новосибирской области. Подпрограмма «За равные возможности» осуществляется при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачи программы:
Общие итоги программы в 2014 году В целевую группу программы по домашнему визитированию вошли дети-инвалиды, имеющие тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии в возрасте от 0 до 1,5 лет и семьи, воспитывающие детей-инвалидов с тяжёлыми или сочетанными нарушениями в развитии. Формирование целевой группы осуществлялось специалистами программы в следующем порядке: информирование семей, воспитывающих детей-инвалидов, о возможности получения коррекционно-развивающей помощи на дому; получение заявок и изучение запросов родителей, формирование списка участников программы. В состав целевой группы вошли семьи, воспитывающие детей со сложными сочетанными нарушениями: генетическими нарушениями, осложнёнными соматическими заболеваниями (нарушениями в функционировании сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем организма); нарушениями аутистического спектра; сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений; сочетания основного диагноза с различными неврологическими синдромами. Одним из важных направление работы специалистов программы было научить родителей приёмам ухода за ребёнком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях, а также включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребёнка раннего возраста. Оценка включенности родителей проводилась по следующим параметрам: интерес к процессу развития ребёнка; систематичность консультаций в ходе домашних визитов; включенность родителей в процесс домашнего визита, их позиция; создание в домашней обстановке коррекционно-развивающей среды, способствующей двигательному, познавательному, речевому развитию ребёнка; отработка конструктивных навыков взаимодействия с ребёнком, способствующих его развитию; самостоятельное отслеживание динамики процесса развития ребёнка; согласованность действий родителей в процессе развития ребёнка: организация и принятие помощи со стороны других родственников (близких взрослых) и согласование действий с ними по отношению к ребёнку; выполнение рекомендаций специалиста. Работа с семьями велась по следующим направлениям:
В своей работе специалисты (специалист по ранней детской коммуникации, кинезиотерапевт, психолог) использовали профильные рабочие программы, включающие цели, задача, формы работы с целевой группой, а также методы и содержание работы:
В 2014 году оказана специализированная социально-психолого-педагогическая помощь 34 детям-инвалидам, имеющим тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии в возрасте от 0 до 1,5 лет, из 3 муниципальных образований и 3 городских округов (Коченевский, Маслянинский, Новосибирский районы Новосибирской области, г. Новосибирск, г.Бердск, г.Обь).
Благодаря оказанной ранней специализированной социально-психолого-педагогической помощи, детьми приобретены новые навыки в одной или нескольких из следующих областей: когнитивное развитие (наблюдение, подражание, имитация, мышление, запоминание, понимание причинно-следственных связей), двигательное развитие (крупные и тонкие движения), коммуникативное развитие (ребёнок использует жесты, звуки, слова или другие средства коммуникации для общения в постепенно усложняющейся манере), навыки ухода за собой (заботится о своих потребностях, например, демонстрируя голод, потребность одеться или раздеться, желание сходить в туалет и т.д.), что способствует лучшей адаптации детей с инвалидностью в социуме. Родители детей-инвалидов обучены приёмам ухода за ребёнком, методам его развития и воспитания в домашних условиях. Рекомендации специалистов по содержанию и организации развивающих занятий с ребёнком и активная позиция родителей в процесс реабилитационных процедур, способствовали гармоничному развитию ребёнка. Родители целевой группы охотно сотрудничали со специалистами и принимали активное участие во время консультаций на дому, были открыты к взаимодействию и сотрудничеству. Оказание социально-психологической и социально-педагогической помощи детям в домашних условиях Промежуточные итоги реализации программы. В I полугодии 2014 года оказана специализированной социально-психолого-педагогической помощи 30 детям-инвалидам, имеющим тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии от рождения до 1,5 лет на дому (домашнее визитирование), в возрасте от 0 до 1,5 лет, из 3 муниципальных образований и 3 городских округов (Коченевский, Маслянинский, Новосибирский районы Новосибирской области, г. Новосибирск, г.Бердск, г.Обь). Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 360. Оказанная специалистами помощь способствовала динамике в развитии общей моторики, каждый из детей целевой группы за период реализации программы освоил новые моторные навыки (навыки мелкой и общей моторики), увеличился уровень двигательной активности, а это значит, что у детей, появилось больше возможностей исследовать окружающее их пространство. Улучшилась реакция детей на слуховые и зрительные раздражители. Дети охотнее обследуют предметы, большинство из них узнают своё имя, интересуются предложенным материалом (карточки, картинки, игрушки со звуковым эффектом и т.д.). Дети освоили навыки ориентировки в пространстве и границах собственного тела, а также навыки конструирования. Отмечается больший интерес у детей целевой группы к игре, дети стали более активны, способны инициировать игровое взаимодействие. Отмечается значительная динамика в развитии речевых и коммуникативных навыков. Дети более активно используют вербальные и невербальные средства общения (гуление, лепет, звукоподражание, мимика, простые жесты), охотнее отвечают на предложенную коммуникацию и вступают во взаимодействие на эмоциональном, игровом и речевом уровнях, понимают обращенную к ним речь и воспринимают простые инструкции. В поведении детей целевой группы преобладает эмоциональная стабильность. Оказанная ранняя специализированная социально-психолого-педагогическая помощь детям способствовала увеличению показателей развития их когнитивной, моторной (крупные и тонкие движения), коммуникативной, социально-эмоциональной сфер и навыков самообслуживания, что, несомненно, будет способствовать их социализации и лучшей адаптации в обществе. 30 родителей детей-инвалидов обучены проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий на дому, методам его развития и воспитания в домашних условиях. Проведенная специалистами работа, регулярные рекомендации по содержанию и организации развивающих занятий, позволила включить родителей в процесс адаптации и реабилитации ребёнка. Следует отметить, что родители охотно сотрудничали со специалистами, открыто вступали во взаимодействие, активно участвовали в занятиях и консультациях на дому.
|