Новости
|
Тело, эмоции и разум, Часть 2Часть 2 В предыдущей нашей статье мы говорили о том, как влияет развитие движения и сенсорной сферы ребенка на его мышление и познавательную активность. Картина развития познания была бы механистичной, если бы мы не учитывали огромного значения эмоций. К сожалению, наша культура традиционно придерживается мнения, что процесс мышления лучше всего проходит в ясной атмосфере чистого рассуждения и несовместим с эмоциональной «беспорядочностью». Люди противопоставляют эмоции логике, тогда как именно эмоции способствуют развертыванию логики. Человечество страдает не от недостатка логических способностей, а скорее от подавления эмоций. Специалисты в области компьютерного программирования признают, что искусственный интеллект ограничен и неполноценен из-за того, что у машины отсутствуют эмоции.
Исследования в области нейрологии помогают объяснить, почему полноценное эмоциональное развитие необходимо для рационального мышления, воображения, творчества, чутких взаимоотношений и даже физического здоровья. Сенсорные сигналы, поступающие от тела, всех органов чувств в кору головного мозга, сначала проходят через подкорку, где информация приобретает эмоциональную окраску, так как именно подкорковые структуры мозга отвечают за наши эмоции. Благодаря этому мозг «знает» как чувствует себя тело и насколько эмоционально значимо то или иное воздействие для человека. На основе этого мозг принимает рациональное решение. Сигналы, исходящие из коры мозга и несущие информацию телу о принятом решении, тоже проходят через подкорку. В наше решение добавляется эмоциональный компонент, который определяет ответную реакцию на воздействие извне. Тело становится инструментом, при помощи которого человек сообщает ответ на полученную информацию. Тело действует через движения, и, соответственно, без тела практически невозможно выразить чувства или донести информацию. Мимика человека, движение его рук, да и всего тела, в свою очередь, стимулируют обширные области мозга, вызывают образование более сложных связей между телом, эмоциями и мышлением. Поэтому если эмоции отделить от процесса познания, то адекватное поведение и рациональное обучение невозможно. Сначала, в период новорожденности, идет развитие тех отделов центральной нервной системы, которые обслуживают внутренние органы, а также тонус мышц. Поведение новорожденного определяется основными биологическими потребностями: в пище и защите. Поведение любящей матери, которая кормит и устраняет дискомфортные состояния ребенка, становится значимым для всего последующего развития человека, потому что в ходе взаимодействия с близким взрослым возникают первые эмоциональные реакции ребенка, Эти реакции представляют собой отражение эмоционального состояния матери и выражение его как своего собственного эмоционального состояния. Благоприятный опыт эмоционального взаимодействия вызывает у двух-трехмесячного младенца комплекс оживления: когда мама обращается к нему, когда он слышит ее ласковый голос, ощущает нежное поглаживание, видит улыбку, малыш начинает двигать ножками и ручками, улыбаться. Лицо взрослого становится тем объектом, на котором дети учатся фиксировать и рассматривать детали, прослеживать взглядом движение, соотносить звучание голоса человека со зрительным образом. К 6-8 месяцам ребенок уже отличает близких ему взрослых от «чужих». Все сенсорные и двигательные ощущения младенца в это время связаны с тем, как он воспринимает человека, находящегося с ним в контакте. Отрыв ребенка от матери в раннем возрасте может привести к тяжелым психологическим расстройствам. Таким образом, положительное эмоциональное общение со взрослым в период младенчества не роскошь, а условие формирования психики малыша по социальному типу. Благодаря эмоциональному общению формируется интерес ребенка к различным предметам, которыми взрослые манипулируют. Потребность в совместных с взрослым играх с предметами или игрушками определяет дальнейшее развитие интеллектуальной сферы ребенка. Интерес к окружающему миру вызывает у маленького человечка мощную сенсорную активацию и двигательное освоение пространства. Родители могут играть с ребенком по-разному. Например, малыш, который только начинает ползать, увидел в другой комнате красочный паровозик. Сначала ребенок пытается попросить его у мамы. Он кричит, тянет к игрушке ручки и смотрит на маму. Она может сразу принести ребенку то, что он хочет, да и вообще всё, что, по ее мнению, ему нужно. Это впоследствии может привести к снижению собственного познавательного интереса ребенка и желания добиваться чего-либо самому. Мама может занять позицию учителя, строгого начальника: «Давай, давай! Ползи к паровозику, ты уже сам можешь его достать!». Но мне близок другой стиль общения. Например, мама или папа улыбается: «Какой красивый паровозик! Давай в него поиграем!» Родитель опускается на пол, чтобы быть на одном уровне с малышом, и они вместе движутся к паровозику. «Ползи сюда! Видишь, я уже у паровозика!» Интерес к игрушке, а также пример взрослого и его эмоциональная поддержка побуждают ребенка двигаться к игрушке. Карапуз встает на четвереньки, преодолевая силу притяжения, и ползет к цели, с трудом удерживая равновесие. По пути он встречает много нового: ощущает шероховатость ковра, запахи еды из кухни, видит яркий свет из другой комнаты. На пути порожек. Чтобы не упасть, малыш ложится на животик и преодолевает препятствие. Он слышит, как мама или папа ласково говорит ему какие-то слова, звуки очень приятные, и ему хочется, чтобы они продолжались. Вот и паровозик! Ребенок радуется, ощупывает его прохладную и гладкую поверхность, видит, как он блестит. Малыш хохочет и смотрит на маму. Она очень рада за свое дитя и тоже ему улыбается. Мама говорит: «Давай поиграем в паровозик!». Они садятся друг против друга и катают паровозик. «А теперь на паровозике поедет зайка», – говорит мама. Она берет игрушку, сажает зайку на паровозик, и игра продолжается. Мама может повозить паровозик за веревочку, привязать веревочку к ручке ребенка. Малыш ползет и везет за собой паровозик. Этот момент совместного проживания положительных эмоций «подхлестывает» желание ребенка узнать что-то новое, и это способствует его дальнейшему интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию. Положительный эмоциональный фон, поддерживаемый родителями, увеличивает количество действий с игрушками. Наблюдения С.Ю. Мещеряковой за детьми первого года жизни показали, что в присутствии близкого человека количество действий ребенка, направленных на игрушку, возросло на 480 процентов, в то время как в присутствии просто знакомого человека – всего на 10 процентов. Таким образом, эмоции связывают между собой мышление и движения. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет совместная с взрослым игра. Освоение способов выражения различных эмоций, в том числе и негативных, таких как страх или злость, тоже необходимо для развития ребенка. Малыш учится эмоциям сначала на сенсорном уровне, без сознательного управления ими. Он как бы сам превращается в эмоцию и не может ею управлять. Это часто сопровождается сильной театрализацией, ребенка завораживают физические ощущения от новообретенных эмоций. То, что мы называем «ужасным поведением» двухлеток, на самом деле есть ничто иное, как подражание, то есть преувеличенными попытками воспроизвести движения и способы выражения эмоций взрослых. Часто родители, боясь «взрывных реакций», вообще пресекают проявление детьми сильных эмоций, даже когда те только их осваивают. Но нам необходимо помнить, что, только научившись выражать свои эмоции, ребенок постепенно начинает оценивать свои чувства, управлять ими, понимать чувства других людей. Например, мальчик двух с половиной лет, рассердившись, бьет палкой по мебели, по полу, размахивает своим «оружием», грозя смести все на своем пути. Можно строго пресечь эту агрессивную выходку и таким образом в какой-то степени подавить его желание выражать свои чувства. Можно начать объяснять ребенку, как опасно бить по мебели, но эта попытка едва ли будет иметь успех, поскольку осознавать свое поведение дети начинают позже. А можно предложить малышу выразить свои эмоции безопасным и доступным способом в совместной игре. Например, погонять мяч палкой, побить ею по сугробам, покидаться снежками, дома – побросаться подушками, мягкими игрушками. Можно предложить ребенку игры, требующие что-то рушить: ломать башни из кубиков, диванных подушек, рулонов туалетной бумаги, сбивать куличики из песка и др. Очень полезны игры, которые задействуют непосредственный телесный контакт: всевозможная борьба, «возня», «обнималки» и т. д. К примеру, можно шутливо толкать друг друга по очереди на мягкую поверхность (диван) или крепко обнять малыша, предложив ему выбираться из ваших объятий. Вообще, если мы оказываем людям поддержку в те моменты, когда они проявляют эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к их чувствам и, следовательно, поддерживаем у них ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию. Итак, эмоции связаны с мышлением. Когда мы относимся к эмоциям с должным уважением, признаем их продуктивную роль в любой образовательной среде, мы создаем благоприятную для обучения почву, а также помогаем развитию мышления и творчества в течение всей жизни. Чтобы учиться, думать, творить, дети должны быть в этом эмоционально заинтересованы. В противном случае образование превращается просто в повторяющиеся упражнения. Любые знания должны преподноситься эмоционально и значимо для ребенка. Тогда детям будет интересно учиться, а продуктивность образования возрастет во много раз. Примерно в трехлетнем возрасте развитие подкорки и ее связей с корой головного мозга позволяет ребенку учиться контролировать свои эмоции. С этого момента у родителей появляется прекрасная возможность научить детей, как вести себя с людьми и как заботиться о других детях, домашних животных, вещах и окружающей среде. В этом возрасте начинают развиваться первые ростки альтруизма и эмпатии. Ребенок начинает постепенно отходить от собственнических отношений, у него появляются первые мысли о заботе по отношению к объекту обладания: «Это мое, и я должен об этом позаботиться». Трехлетний ребенок кормит домашнего любимца, ищет потерянную игрушку и т.д. Не жалейте десяти минут, у нас есть возможность достичь обучающего эффекта на всю жизнь. Обучая ребенка управлять эмоциями, старайтесь постепенно приучить его к тому, что он может получать желаемое не сразу, а через некоторое время: «Я поиграю с тобой через пять минут». Постепенно, в процессе обучения, время ожидания желаемого можно увеличивать. Когда дети уверены, что их просьбы будут удовлетворены, они смогут управлять своими эмоциями и у них появится чувство времени и ощущение отсроченного удовольствия. Самым естественным методом обучения детей до 7 лет будет, следовательно, обучение через образы, эмоции и спонтанные движения, с опорой на детское воображение. Удивительно, но мы делаем все наоборот. К сожалению, мы часто учим детей «сидеть смирно», боясь их чрезмерно шумных и неуправляемых движений, и не привлекаем, не развиваем эмоционального и сенсорного опыта. Постепенно дети теряют интерес к учебе, которая не захватывает их эмоционально, не развивает физически и, в конечном счете, страдает их умственное развитие. Образование было бы эффективнее с включением эмоций и общественных отношений в процесс приобретения знаний. В заключение хотелось бы привести советы, которые дает Карла Ханнафорд в своей книге «Мудрое движение»:
Наши эмоции, движения и мышление тесно взаимосвязаны. Учитывая это в нашем общении с детьми, мы сможем поддержать их развитие и сделать жизнь малышей интереснее! Список используемой литературы Источник: www.downsideup.org Вернуться к списку |