Новости
4, 5 октября на малой сцене состоялась премьера «Гадкий утенок» по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена
20 мая в рамках столичной акции «Ночь музеев» в Образовательном центре Московского музея современного искусства прошёл мастер-класс по абстрактной живописи
Марина Маштакова стала первым сотрудником с синдромом Дауна, трудоустроенным в сфере ухода за пожилыми людьми в России
В год родители смогут использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд
Все новости |
Новая игра как шаг к развитию самостоятельности ребёнка
Автор: Жиянова П.Л., специалист Службы ранней помощи В последнее время много и часто пишут об игре ребенка. На прилавках появились книги с описанием игр в соответствии с возрастом ребенка. В вестнике ”Сделай шаг” тоже было немало статей на эту тему. Такой интерес к игре детей не случаен. Фраза: “Игра - это ведущий вид деятельности ребенка” - стала шаблоном, не утратив, однако, при этом актуальности... Личность ребенка, все ее грани развиваются именно в игре. Изучая игру ребенка, психологи и педагоги пришли к выводу, что и для взрослого игра может стать способом обучения, развития, психологической коррекции. Бернард Шоу сказал, что мы не потому перестаем играть, что стареем. Мы стареем, потому что перестаем играть. Итак, начинаем молодеть.
Если вы снова прочитаете название статьи, то увидите, что речь пойдет не только об игре, но и о создании условий для развития самостоятельности вашего малыша. Коротко расскажем, как у ребенка происходит знакомство с игрой. Я сейчас не буду описывать последовательность развития игры у ребенка, начиная с момента рождения. Это может стать темой отдельного разговора. Сейчас мы поговорим о том, как ребенок любого возраста вдруг начинает играть в новую игру.
Начнем с того, что слово “ вдруг” здесь наименее подходящее из всех существующих слов. Я употребила его, потому что у нас, взрослых, слишком занятых более серьезными проблемами, часто создается именно такое впечатление.
Итак, как может появиться игра у ребенка? Независимо от возраста и самой игры существует несколько универсальных способов:
1. Игре ребенка специально кто-то обучил.
2. Ребенок научился играть, наблюдая за игрой других.
3. Ребенок в результате случайных действий или другой игры получил интересный для себя результат и старается получить его снова.
4. Ребенок в игре отражает ситуацию, увиденную или пережитую им в жизни.
Вот, пожалуй, и все. Конечно, вариантов может быть еще много, но при внимательном их рассмотрении, станет ясно, что они все равно укладываются в эту схему. Теперь вернемся к перечню вариантов знакомства с игрой. Вам они ничего не напоминают? Если нет, то постарайтесь вспомнить, каким способом человек получает знания? Если вы знаете еще какой-либо способ, кроме первых трех, вам «грозит» Нобелевская премия.
Действительно, знания мы получаем в процессе специально организованного обучения, причем в роли учителя может выступать и книга. Это первый способ.
Мы узнаем о многом, присваивая социальный опыт человечества путем наблюдения. Это второй способ.
Третий способ мы используем крайне редко. Это прерогатива ученых-исследователей и детей. Так что особенно гордиться нам нечем. Мыслительная деятельность ребенка функционирует в гораздо более напряженном режиме, чем у нас, мы действуем по уже знакомым шаблонам. Вот когда мы с ними знакомились, тогда мы действительно думали, а сейчас - увы…
Четвертый способ знакомства с игрой, а значит и познания человеком мира, относится к искусству. Отражение действительности в деятельности человека называется творчеством. Тут мы с вами, по сравнению с ребенком, тоже не на высоте.
Теперь, когда мы с вами полностью убедились в том, что природа заложила в человека громадный потенциал познания нового, который он постепенно с возрастом реализует или утрачивает, подумаем о том, как, помогая ребенку знакомится с новым, не навязывать ему свою стратегию, не стараться уложить его в нашу, уже обедненную схему.
Усвоение новой игры проходит несколько этапов:
· Первый этап – знакомство, или как это модно сейчас говорить, презентация.
· Второй этап – закрепление путем определенного количества повторений.
· Третий этап – самостоятельное использование. Этот этап еще называют “наслаждение деятельностью”.
· Четвертый этап не совсем относится к усвоению данной игры. На этом этапе малыш, много раз повторявший понравившееся ему действие, насладившись им, теряет к нему интерес. Это сигнал к тому, что он готов к следующему шагу.
Итак, мы уже знаем о четырех способах усвоения знаний но особенно любим использовать первый из них: обучение. Действительно, для детишек с проблемами развития внимания, памяти, познавательной активности он оказывается очень результативным. Как его проводить вы, скорее всего, знаете. Вы производите определенные действия, предлагая малышу повторить их. Если он не делает этого сам, вы можете сделать это вместе с ним. После того как малыш выполнил задание, вы высказываете ему свое одобрение понятным для него способом. Важно, чтобы предложенная вами деятельность была в кругу интересов ребенка, по сложности соответствовала его возможностям, и, главное, чтобы вы сами были заинтересованы тем, что предлагаете. Вы, возможно, не раз видели, как специалисты проводили подобные занятия с вашим малышом, да и сами вы занимались с ним таким образом. Возможно, поэтому постепенно начинает казаться, что этот способ единственный. Этот способ очень хорош, но только в сочетании с другими.
Второй способ - знакомство путем наблюдения за деятельностью, в данном случае – игрой другого. Малыш постоянно наблюдает за вами, он не все замечает и не все понимает, но ваш интерес к чему-либо схватывает мгновенно. Общеизвестна ситуация (мы уже упоминали о ней в других беседах), когда ребенок, не интересуясь красивой дорогой игрушкой, проявляет неусыпный интерес к мусорному ведру. Этот интерес ко всему, что интересует взрослого, мы можем использовать в обучении.
Для знакомства с тем, что вы запланировали, вы можете организовать ситуацию наблюдения специально. Вы выбираете место, где ребенок вас хорошо видит, время, когда он хорошо себя чувствует и находится в активном состоянии, и начинаете играть, не привлекая ребенка. Когда он подойдет к вам, не переключайте свое внимание на него, не предлагайте ему повторить свои действия Вам очень хочется перейти на первый вариант? Сдержите себя, продолжайте свои действия, ведите себя так, как это бывает в жизни, когда вы чем-то заняты, а малыш подошел к вам. Ждите, когда он проявит активность сам, а потом дайте ему возможность поиграть. Если он делает не так, не поправляйте, параллельно продолжайте игру. Если малыш в игре сам захочет привлечь вас к взаимодействию, например, протянет игрушку, примите его приглашение, но не старайтесь быть слишком активной. Такой способ характерен для игр детей. Он так и называется игра рядом или параллельная игра. Знакомство с таким способом происходит более легко и естественно, если в нем участвуют другие дети.
Два способа знакомства с игрой, о которых мы рассказали, на первый взгляд, очень похожие, в действительности резко отличаются друг от друга. В первом случае отношения можно охарактеризовать как “взрослый - ребенок”. Графически это выглядит так:
взрослый.
↓
ребенок
Во втором случае отношения выглядят так:
ребенок ↔ ребенок,
где в игру включены либо два ребенка, либо роль одного из них выполняет взрослый.
Мы видим, что в первом случае отношения вертикальные, это отношения подчинения, во втором – горизонтальные, или отношения сотрудничества. Ребенок, все время вступающий в только в вертикальные отношения, где он постоянно играет подчиненную роль, оказывается намного более пассивным и неуспешным при обучении и социализации, чем ребенок, вступающий в разнообразные отношения. Построение горизонтальных отношений особенно важно для детей, не посещающих групповые занятия, а значит лишенных возможности вступать в отношения сотрудничества.
Третий способ – это исследовательская деятельность малыша. Мы радуемся ее появлению, потом наша радость постепенно сходит на нет, и мы начинаем планомерную атаку, направленную на ее ликвидацию. Наше материнское сердце не выдерживает вида ребенка, играющего с грязной обувью или замачивающего ваш любимый шарфик или папину шляпу в унитазе. Если же мы видим в руках ребенка гвоздь и молоток, наш ужас вообще не поддается описанию. Мужчины в таких случаях поступают намного решительнее, хотя мы и думаем по этому поводу совсем иное. Наша сакраментальная фраза: “У тебя ума не больше чем у ребенка!” оказывается комплиментом после того, как мы выяснили, что исследовательская деятельность свойственна детям и лишь немногим взрослым.
Как же организовать знакомство ребенка с новой игрой, используя третий способ? Путем создания условий, стимулирующих развитие исследовательской деятельности. Звучит очень красиво и не очень понятно. Тот, кто знаком с системой Монтессори, знает, о чем идет речь. Существует такое понятие, как «средовая педагогика». То есть педагогика, которая использует специально организованную среду, как главное условие развития исследовательской деятельности. Как организовать эту среду дома, мы с вами говорили на семинарах и во время домашних посещений, но поскольку во время этих обсуждений присутствовали не все родители, я приведу простой пример. Вы на глазах у ребенка кружкой переливаете воду из ведерка в тазик. Малыш подходит к вам и выражает желание вступить в игру. До сих пор это выглядит как второй вариант - игра рядом. Но различие состоит в том, что на выбор вы предлагаете два орудия: кружку и ситечко. Кружкой воду удается перелить, а ситечком нет. Можно использовать две кружки - одну целую, другую с отверстием. Подойдут для этой цели и пластмассовые одноразовые стаканчики (их можно сделать более жесткими, вложив один в другой). Малыш, пробуя то один то другой вариант, в процессе эксперимента приходит к определенным выводам. То, что он пока не может рассказать вам об этом, ни о чем не говорит. Если вы понаблюдаете за малышом, вы увидите, что он использует свой новый опыт в быту. Этот пример не совсем точно демонстрирует суть средовой педагогики, потому что здесь приводится изолированный случай. Смысл заключается в том, что окружение все время сталкивает ребенка с необходимостью решать практические задачи, активизирует его исследовательскую деятельность.
И, наконец, четвертый способ знакомства. Этот способ выделяется далеко не всеми исследователями. И вполне понятно почему. Его можно отнести к любому из трех описанных способов. Разница заключается лишь том, что, получив информацию одним из первых трех способов, ребенок, да и человек вообще, использует ее не только в реальном плане и с реальными объектами, а вносит туда нечто, что мы называем воображением, Боюсь, что получилось не вполне внятно, поэтому поясню на примере:
Ребенок наблюдает, как стирает мама, он подходит к ней и включается в ее деятельность. Это второй способ знакомства. Но если после этого малыш взял тазик и тряпочку и без воды имитирует стирку, он внес туда элемент “как будто”, и это то, что заставляет нас говорить о новом, четвертом способе.
Почему мне кажется правильным выделить этот способ, отделив его от первых трех? Обособление этого способа предостерегает нас от ошибок в обучении ребенка такой игре. Для пояснения снова обратимся к примеру: Один ребенок имитирует игру в стирку, потому что видел и участвовал в реальной стирке. Другой малыш, тоже совершает эти действия, но он копирует взрослого, который не стирает, а имитирует игру. Первый ребенок сам перевел действия из реального плана в воображаемый - это четвертый способ. За второго ребенка это сделал взрослый. И тогда для ребенка это либо первый способ, - если взрослый специально учил его этому, либо второй, если малыш сам повторил это за участниками игры. Внешне действия этих детей одинаковы, а, по сути, диаметрально противоположны.
Как вы уже догадались, четвертый способ существует для обучения сюжетно-ролевой игре. Все, что мы до сих пор называли игрой, было ею лишь с точки зрения ребенка. Все что делает ребенок, приобретает оттенок игры, потому, что он сам воспринимает это не как работу, а как игру. Для мамы стирка - работа, для него – игра. Мы включаем телевизор, даже не думая об этом движении, для малыша игра с выключением и включением телевизора носит самостоятельный интерес. Только тогда, когда он насладится ею, он будет включать телевизор так же как и мы, чтобы посмотреть его.
Но сейчас мы подошли к тому, что является игрой и с точки зрения взрослого. Ситуация та же: мы этим почти не занимаемся, это дело детей и артистов. (Я не имею в виду, те игры, в которые мы периодически играем, стараясь выглядеть перед окружающими или даже самим собой в другом свете, – тут, нам надо отдать должное, мы мастера).
Сюжетно-ролевая игра формируется у малыша далеко не сразу. Существует ряд этапов, через которые постепенно проходит ребенок, пока из простых игровых действий не вырастет сложное действо, в котором маленький человечек возьмет на себя какую-то роль.
Сюжетно-ролевая игра развивает в ребенке не только его познавательные способности, но и его эмоциональную сферу. Формирование такой игры самый интересный и самый спорный раздел педагогики и психологии. Если вас заинтересует эта тема, мы можем позже вернуться к ней. Сейчас мне хотелось лишь показать вам, как интересно и увлекательно наблюдать за развитием ребенка, возникновением его игр, помогать, а не мешать ему в этом, не тушить огонек, который горит в вашем малыше, только потому, что в нас самих он лишь тлеет. Источник: www.downsideup.org Вернуться к списку |