Новости
|
Методические материалы
Нужно ли наказывать детейЧтобы продемонстрировать своё отрицательное отношение к поступку и при этом не породить в душе ребёнка лишнего негатива, стоит обратить внимание на определённые «правила наказания» ребёнка.
Кроме наказаний среди мер воспитания обязательно должны быть и поощрения. И те, и другие обязаны соответствовать значимости поступка. За мелкие шалости и серьёзные провинности наказания должны быть различны, так же как и награды, например, за помощь по дому. Следите за тем, чтобы даже маленькие достижения ребёнка не оставались незамеченными с вашей стороны. Провинности сильнее бросаются в глаза, а хорошие поступки взрослые часто склонны воспринимать как само собой разумеющиеся. Этот подход неверен. Дети, которых постоянно ругают и наказывают, со временем просто перестают слышать и воспринимать критику взрослых. А вот похвала и поощрения сначала обескураживают их, а потом мотивируют изменять своё поведение в лучшую сторону. Зная, как правильно наказать ребёнка, родители смогут предотвратить повторение неблаговидных поступков, что при грамотном подходе и правильной системе семейных ценностей пойдёт ему только на пользу. Надо ли наказывать детей? Каждая семья для себя определяет, надо ли им наказывать детей или они будут применять другие методы воздействия. Так или иначе, к наказаниям прибегает большинство родителей, однако, кто-то использует ремень, а кто-то лишение развлечений, методы у всех разные. Что касается телесных наказаний, то сейчас они не пользуются большой популярностью у родителей, тогда как в предыдущие столетия являлись основной формой наказания детей. Сейчас телесные наказания воспринимаются как насилие, опасное для жизни и здоровья ребёнка, и совершенно справедливо. К тому же, родители, которые бьют своего малыша, имеют все шансы получить такое же отношение ребёнка к ним. Часто ребёнка лишают чего-то ценного для него: прогулок, развлечений, компьютера, телевизора, сладостей и т.д. Эти наказания с переменным успехом работают, но чаще учат ребёнка выкручиваться, привирать, сваливать свою вину на других. И у родителей возникает вопрос, можно ли жить вообще без наказаний? И как?
Как воспитывать детей без наказаний: метод естественных последствий Метод естественных последствий - это уникальный метод воспитания детей без наказаний. Он требует от взрослого доверия к своему ребёнку и признания его самостоятельной личностью. Это самое сложное, в остальном метод элементарен. Суть его в том, что за каждый свой поступок ребёнок получает соответствующий ответ, но не от родителей или воспитателей, а от самой жизни. Можно сто раз сказать: «Не трогай чайник, он горячий!», а можно позволить единожды прикоснуться к этому чайнику, проследив, чтобы он был ощутимо горячим, но не слишком. И одного раза будет достаточно. Неприятные ощущения, испытанные ребёнком, в будущем, возможно, избавят его от реального ожога. Родители должны чётко понимать, что относительно всех сфер жизни с ребёнком нужно разговаривать, обсуждать то, с чем ему придётся столкнуться.
Как развить мышление у детей дошкольного возраста Для того чтобы понять, как ребёнок воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию. Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей сделает общение родителей и ребёнка более продуктивным и приятным.
Мышление дошкольников: этапы и особенности Наглядно-действенное мышление В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками - разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает. Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов. Способы развития наглядно - действенного мышления На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению исследователя опробовать всё своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий ребёнок может что-то сломать, разбить. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности. Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортёры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом. Старайтесь, чтобы у ребёнка во время игры формировалась чёткая связь -«действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой. Наглядно-образный тип мышления На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», ребёнок начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию. Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени. Хорошо способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Словесное - логическое мышление В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении. Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста. Творческое мышление Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало. В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка. Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное. Неспособных к творчеству детей – нет. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста. Сравнение Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д. Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов. Обобщение Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать. Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности. Анализ Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт. Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков. Синтез Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст. Классификация Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребёнку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации«Что лишнее?» Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно. Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней. «Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза) Один из игроков (взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя. Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастёт (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи. «Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение) Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.
«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение) Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.
Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.). Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями. Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие, но и формирование личности подрастающего ребёнка в целом.
Источник: https://www.happy-kids.ru/page.php?id=1073 http://marypop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvitie-myshlenija.html https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/04/03/razvitie-myshleniya-u-doshkolnikov Речевая среда в семье и её влияние на развитие ребёнкаРечь - одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную возможность в познании мира. Речь, чудесный дар природы, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше? Залог успеха - это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда - это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить:
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они иметь возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Ребёнка важно научить смотреть прямо на говорящего. Тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. С ребёнком необходимо общаться, читать сказки, разучивать стихотворения. Рекомендации родителям:
Занимаясь с ребёнком, родители должны поддерживать хорошее, добро настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Хвалите ребёнка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха. Всегда помните - благополучие ребёнка целиком и полностью зависит о родителей! Семья и детский сад не могут заменить друг друга. У каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо взаимодействовать в интересах ребёнка.
Песочная терапия в домашних условиях
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное ё ребёнок приобретает собственный бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание). Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др. Игры, используемые в песочнице:
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются. Наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Использование песочной терапии даёт положительные результаты:
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира. Источник: https://mdou247.edu.yar.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/svedeniya_o_programme_obucheniya.html http://igrulez.net/igri-risovalki/risovat-peskom
Роль семьи в формировании коммуникативного поведения ребёнка и межличностных отношенийДля развития познавательного общения ребёнка и взрослого приобретайте для совместного чтения книги познавательного содержания. Вовлекайте ребёнка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности. Отвечайте на все вопросы ребёнка. Обсуждайте с ребёнком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребёнка опыт, делайте его активным участником беседы. Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребёнка. Обращайте внимание ребёнка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте ребёнку возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия. Обсуждайте с ребёнком произошедшие с ним события, ситуации. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребёнок осознал свои и чужие действия и поступки. Учите ребёнка разрешать возникающие конфликты со сверстниками, познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить. Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребёнка в общении со сверстниками. Обратите внимание на то, как ребёнок обращается к другим детям, называет ли их по имени. Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребёнка их использовать. Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребёнка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребёнка. Расширяйте круг знакомых сверстников. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. Учите приглашать друзей в гости, быть гостеприимным, разрешать играть своими игрушками, угощать. Во время игры или беседы с ребёнком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребёнком разговор, помогите ему развить тему общения. Старайтесь быть для ребёнка примером позитивного (конструктивного) общения. Адекватно реагируйте на различные ситуации, правильно проявляйте своё отношение к чему-либо и к кому-либо. Эмоционально откликайтесь на ситуацию, показывайте верные подходы к решению проблем различного рода. Развивайте волевые качества характера (терпение, умение выслушать до конца, целеустремлённость, умение закончить начатое) через игры, поручения. Способствуйте формированию адекватной самооценки ребёнка (не унижайте, не сравнивать с другими детьми, замечайте положительные изменения в поведении ребёнка, одобряйте его начинания, хвалите за какие-либо достижения, за старание). Учите правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми. Формирование коммуникативных качеств - важное условие психологического развития ребёнка. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие.
Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности ребёнка.
Ребёнок чувствует все ссоры, разногласия, которые происходят между родителями. Даже если конфликты были скрыты, то ребёнок всё равно чувствует тревогу, панику, страх, так как он имеет связь с каждым из своих родителей. Конечно, не бывает отношений совсем без ссор, но стоит работать над причинами разногласий и впредь не допускать подобного, а решать все путём спокойного разговора. Очень часто родители не задумываются о том, что ссорясь между собой, они травмируют психику ребёнка. Не существует такой системы воспитания, которая подходит для любой ситуации в жизни. Нужно слушать себя и своё сердце, которое сможет помочь в выборе правильного пути для воспитания. Очень важным для воспитания является развитие в ребёнке самостоятельности и ответственности за свои действия. Также очень важен распорядок жизни в семье. В ней должно присутствовать равенство между супругами, тёплые, близкие взаимоотношения между членами семьи, уважение, забота, проявление любви, ласки. Семейная жизнь должна развивать в членах семьи не только к материальным вещам, достатку, но ещё и к развитию духовного мира. Ребёнок должен стремиться к развитию в сфере искусства, творчества, должен тянуться к прекрасному. Ведь только через развитие внутреннего мира можно развиваться в полной мере. Именно авторитет каждого из родителей заставляет ребёнка слушать его, прислушиваться к его советам, выполнять его просьбы. Нельзя излишне хвалить ребёнка или же наоборот излишне ругать. В воспитании должна быть любовь, ласка, требовательность и уважение. Нельзя что-то убрать, а что-то наоборот дать в двойной мере. Безмерная любовь и неконтролируемое желание исполнять все капризы своего ребёнка – приносит вред, а также проблемы с дальнейшим воспитанием и реализацией себя в обществе. Взаимоотношения детей и родителей должны основываться не на утолении материальных желаний ребёнка, который только требует, но ничего не даёт взамен. Правильные отношения должны подкрепляться поддержкой в любое время, совместным времяпрепровождением, заботой, лаской, оцениванием члена своего семьи. Ведь любовь семьи – главный фактор, который помогает человеку стать человеком. Стать добрым, чутким. Отношения с ребёнком – это, прежде всего уважение его как личности, человека. Да, его жизненный опыт не так богат и разнообразен, но он уже человек, который заслуживает уважение к себе, своим интересам, особенностям. Не стоит делать его беспомощным, неспособным к самостоятельному существованию и выбору.
Значение игры в жизни ребёнка.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребёнка умные, полезные игры, которые развивают и воспитывают. Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное, речевое, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Для любого ребёнка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребёнок растёт и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации:
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Ребёнок обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол. Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки. У ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки). Строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры). Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Во что можно поиграть дома? Холодно-горячо. Самая распространённая и очень интересная игра, когда один участник прячет определённый предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Историческое путешествие. Разместите по квартире разные предметы и дайте им определённые названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня. Расскажите ребёнку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу. Дочки-матери наоборот. Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте. Ребёнок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра - это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же - лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребёнком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребёнок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное - распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые. Отличная ролевая игра для детей любого возраста - «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваш ребёнок - родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребёнок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них ещё и появится интерес к домашним делам!
Сделай красоту. Дайте ребёнку различные предметы - пуговицы, ракушки, лоскуты, обёрточную бумагу, пенопласт, и т.д. Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать. Главное для Вас - прислушиваться к интересам и потребностям своего ребёнка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его ещё стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-igra-v-zhizni-rebenka-1301164.h
Основные причины детского непослушанияВ жизни каждой семьи когда-то наступает такой период, когда ребёнок наотрез отказывается слушать и слышать своих родителей, всячески противостоит требованиям и просьбам и проявляет своенравие. Искоренить непослушание ребёнка, великий труд, который стоит немалых усилий со стороны родителей. Но так или иначе детским противостояниям всегда есть явная причина. На детское непослушание влияют особенности детской психики и развития. Ребёнок с раннего возраста познаёт мир, не понимая, как это делать правильно: он тянет в рот различные предметы, вырывает цветы из горшков, переливает чай и напитки на пол. А родительские табу на данные действия только подогревают интерес, и порождают желание продолжать в том же духе. Научитесь видеть личность в своём ребёнке с самого момента его рождения, и дайте возможность этой личности всесторонне развиваться. Ведь каждый ребёнок индивидуален по-своему, имеет свой характер и свои особенности. Выделяют несколько причин детского непослушания:
Что делать? Во-первых, непослушный ребёнок - это ребёнок, имеющий своё личное мнение. Во-вторых, это заведомо формирует в нём становление взрослой личности с устойчивым характером. Чтобы сократить незримую связь родителей и непослушного ребёнка, есть несколько правил:
Особенности воспитания самостоятельности у детей с синдромом ДаунаОбычно самостоятельность понимают примерно так: это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью. Это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Если говорить о детях с синдромом Дауна, будет более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых». Именно ближайшее семейное окружение: мама, папа, бабушка и дедушка - транслируют жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребёнка и их безусловного принятия. Если не выдвигаются чрезмерные требования, а планомерно и очень терпеливо развиваются личность ребёнка и такие качества, как ответственность, настойчивость, любовь и терпение, можно говорить о начальном этапе становления самостоятельности. Главный принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ - идти от самого ребёнка и его возможностей. Для этого необходимо присмотреться к нему, что у него получается, что может выполнить с помощью взрослого, а что сам: выбросить мусор, убрать игрушки, застегнуть молнию на куртке, умываться, и т.д. Задача на начальном этапе - превратить унылое и рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным проблемам ребёнка. Дети с синдромом Дауна могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени. Навыки самообслуживания и поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо учить ребёнка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребёнка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе. Известно, что трудности в социальной адаптации детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью элементарных бытовых навыков. К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребёнка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания, навыки ухода за домом - умение накрывать на стол и убирать со стола; мыть посуду; расстилать и застилать кровать; поддерживать порядок и чистоту в доме. Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребёнка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям. При освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребёнок нуждается в создании специальных условий. Важна, даже такая мелочь, как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.д. Ребёнку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания - специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения. При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребёнку первые шаги по его освоению. Кроме того, серьёзной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребёнку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребёнка к самостоятельности, всем взрослым необходимо чётко понимать, какими навыками и умениями ребёнок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться во взаимоотношениях с ребёнком одинаковых требований к нему. Следующее важное правило обучения ребёнка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребёнком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребёнок к этому готов. Ещё одно важнейшее правило - это непрерывность учебного процесса. Ребёнок должен всегда делать то, что он уже умеет, получая минимальную помощь. Настойчивость и терпение - вот главные качества взрослого.
Основные правила воспитанияПринципов и правил воспитания много, но подход для каждого ребёнка индивидуален. Несмотря на это, есть общие, главные правила для родителей, которые необходимо соблюдать, вне зависимости от личных качеств. Родителям важно приучать ребёнка к самостоятельности, а, значит, независимости от взрослого человека. Давать необходимые знания, умения и навыки для роста и развития. Единое воспитание. Очень часто родители не могут сойтись во мнении, как воспитывать ребёнка, и каждый делает то, что считает нужным. При таком подходе способы и принципы воспитания родителей противоречат друг другу. Когда такое происходит, ребёнок начинает приспосабливаться, чтобы угодить обоим родителям. Он начинает юлить, перестаёт быть искренним, начинает много лгать, изворачиваться. Избегать унижений. Всеми способами старайтесь избегать унижений в отношении ребёнка. Не надо говорить ему такие фразы, как «Да чем ты думаешь?», «Ты вообще что-нибудь понимаешь?» и тому подобные. Главное, чего ждёт ребёнок от своих родителей - это поддержки, защиты и похвалы. Эти три составляющих мотивируют ребёнка. Если его постоянно унижать, он может полностью потерять уверенность в себе, и ни к чему хорошему это не приведёт. Не угрожайте. «Ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь». Когда Вы угрожаете ребёнку, кроме страха и ненависти к Вам, ребёнок ничего не чувствует. Если эти угрозы и подействуют, то только от страха, а не от понимания неправильности своего поведения. Он не будет хотеть исправиться, он будет делать это через силу, а, значит, с побочными последствиями. Выполняйте обещания. Всегда выполняйте обещания - это формирует в ребёнке уверенность в Вас, а, значит, и в себе. Очень важно, чтобы ребёнок ощущал уверенность в родителях. Наказывайте правильно. Наказывать ребёнка необходимо. Другое дело: как наказывать? Мы говорим не о тех наказаниях, которые несут физическую расправу, а о тех наказаниях, которые являются психологически тяжёлыми для ребёнка, но не вызывают при этом ощущения неполноценности. Такие виды наказания всегда действенны для ребёнка: лишение ребёнка игр; лишение того, что ему нравится; изменение намеченных планов, которые интересны ребёнку. Для ребёнка физическое наказание - это самое страшное. Все дети разные, одни от физического наказания не сломаются, а другие - даже от лёгких шлепков получат сильнейшее психологическое расстройство, которое отразится на всей дальнейшей жизни. Если Вы научитесь правильно наказывать, то ребёнок, становясь старше, уже будет уметь самостоятельно и правильно рассуждать, а, значит, оценивать свои поступки. Это позволит ему избегать многих ошибок, позволит быть более самостоятельным и отвечать за себя. Во всём нужна родительская поддержка. Не заставляйте ребёнка в чём-то клясться и обещать. «Поклянись, что больше этого не сделаешь». Родители очень любят выпрашивать обещания у детей, даже понимая, что ребёнок его не сдержит. Так Вы учите ребёнка заведомо врать вам. Ребёнок, конечно же, хочет Вам угодить, поэтому если Вы просите, то он пообещает, даже тогда, когда знает, что не исполнит обещания. Это входит в привычку. Со временем, ребёнок понимает, что лучше пообещать всё, что Вы хотите и вас успокоить, чем Вы будете нервничать. Замените обещание «никогда так не делать» на обещание «стараться не повторять эту ошибку, и стараться думать». Излишне не опекайте. Даже сильное проявление любви и заботы может навредить Вашему ребёнку. Как уже было сказано, задача родителей - научить ребёнка самостоятельности и независимости от взрослого. Это - важно, чтобы ребёнок, вырастая, учился отвечать за свои поступки. Чрезмерная опека лишает его этой возможности. Не требуйте полного и немедленного повиновения. Ребёнок - это личность с характером, желаниями и эмоциями. Ребёнок - не робот и не собачка, поэтому Ваша задача: убеждать и предлагать, а не приказывать. Не позволяйте ребёнку всё, что ему вздумается. Многие родители позволяют ребёнку все, что он хочет, даже если это вредит окружающим или является аморальным. Такой подход к воспитанию вредит ребёнку. Родители для того и нужны, чтобы оберегать и направлять своих детей. Будьте последовательны. Это значит, что, если Вы сегодня в хорошем настроении и разрешаете ребёнку сидеть за компьютером целый день, а завтра, вдруг, вспоминаете, что это вредно и начинаете запрещать, то для ребёнка неясно: «Почему?» Даже, если Вы начнёте ему это объяснять, то для него это будет - лишь Ваш каприз. Так ребёнок может запутаться, и это вызовет серьёзные проблемы. Поэтому всегда будьте последовательны в своих действиях и решениях. Личный пример. Вы можете сколько угодно учить и объяснять, что не надо врать, надо убирать за собой вещи, надо быть рассудительным. Но ребёнок не сможет это принять и осознать, если вы сами хаотичны, если он видит, что Вы лжёте (кому угодно), если Вы неаккуратны. И, наоборот, можно не учить, но на Вашем примере ребёнок сам будет учиться, так как дети неосознанно подражают своим родителям. Важно помнить, что к детям надо относиться с уважением и любовью, соответственно их возрасту. Нельзя требовать слишком много, во всём нужна мера, а, главное, Ваше понимание и поддержка.
Источники: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/detskoe-neposlushanie-prichiny-chto-delat.html https://www.adou.ru/categories/5/articles/85 http://gid-mama.ru/pravila-dlya-roditelej/ «Адаптация ребёнка к детскому саду»Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни. Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребёнок привык к определённому образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми для ребёнка, к ним ребёнку придётся приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления (адаптации) поведение и реакции у ребёнка на многое могут резко поменяться: - эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается); - нарушается аппетит (ребёнок ест меньше и реже, чем обычно); - нарушается сон (ребёнок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый); -утрачиваются приобретённые навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться); - в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребёнок сталкивается с новыми вирусами). Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Для ребёнка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших психических затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. При тяжёлой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше. Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребёнка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребёнка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон, и на полный день. Время пребывания ребёнка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребёнком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребёнка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребёнке.
Кому адаптироваться легче? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к тому, какой его ждёт в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребёнка, гладьте по голове, говорите ласковые слова.
Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и ещё больше расстраивается. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Чего нельзя делать ни в коем случае? Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу. Нельзя пугать детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще. Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад - это момент отделения ребёнка от родителей, и это испытание для всех. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
«Самооценка ребёнка. Что это такое?»Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе. Именно в семье ребёнок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Как проявляется уровень самооценки в поведении? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удаётся. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребёнка. Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей ещё лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребёнок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остаётся сделать выводы. Если ребёнок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое ваше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. То есть, вы можете помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку. Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт цветок, получит удовольствие и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он ещё просто не дорос. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребёнке инициативу. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и показывать ему свою любовь Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребёнка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку «Имя» Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас. «Жмурки» Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребёнку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки», можно дать в руки колокольчик и т.д. «Зеркало» В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
«Детская ложь»Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя с персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства. Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком - лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого. Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь. Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчётов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях друг с другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а, следовательно, малоэффективна. Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования. Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят. Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх! Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвинённым, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других. Ещё одной широко распространённой причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых. Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».
Рекомендации родителям по данной проблеме: Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжёт.
Как предотвратить детскую ложь?
Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskaya-lozh.html https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-478752.html https://psychologytoday.ru/stories/samootsenka/samootsenka-rebenka/ http://a2b2.ru/methods/11056_samoocenka_rebenka_chto_eto_takoe/
Трудовое воспитание в семье.Уважаемые родители! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребёнка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, тренирует память. А так же труд развивает мышление. Ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи ребёнка уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребёнку интересно поработать пылесосом.
Помните, давая поручения ребёнку, необходимо доступно объяснить последовательность выполнения. Ребёнку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить - они могут погибнуть, если мы не помоем посуду, то будем кушать из грязной.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Ребёнок должен видеть пример взрослых.
Основные инструменты подготовки ребёнка к саду.
Подготовка к саду – процесс длительный, и существуют различные способы подготовки. Начинать подготовку рекомендую за 2–4 месяца до предполагаемой даты выхода в детский сад! Способов несколько: 1. Беседы. Очень важно ребёнка «предупредить» о том, что скоро он будет ходить в детский сад. «Предупредить» – это не упомянуть вскользь за пару дней до выхода в сад. «Предупредить» – это рассказать в подробностях: о принятой в социуме практике, исходя из которой все детки, подрастая, идут в детский сад; почему ему тоже необходимо туда ходить; что ребёнка ждёт в детском саду; какие там будут занятия и правила и т. д. 2. Экскурсии Этот способ подготовки к детскому саду включает в себя несколько этапов: • прогулки около разных детских садов, сопровождаемые беседами и акцентированием внимания на том, что детки ходят в сад; • прогулки возле вашего будущего детского сада (тут главный смысловой акцент: «Ты скоро сюда будешь ходить»). Важно обращать внимание ребёнка на игры малышей на прогулке, на их взаимодействие с воспитателем. На этом этапе мы доносим, что к воспитателю можно обратиться за помощью. 3. Игры Существует просто огромное количество игр для подготовки ребёнка к детскому саду. Важно показать в игре: • что некоторые детки скучают по маме – и это нормально; • что воспитателя можно позвать на помощь, и она придёт; • что детки играют и им весело; • что детки в саду едят, спят, занимаются; • что в саду есть правила и надо им следовать; • что мамы приходят всегда за всеми. Также на этапе подготовки к детскому саду очень рекомендую включить в ваш досуг игры, направленные на развитие коммуникационных навыков. Например, в игре показать: • как можно знакомиться с детками; • как позвать на помощь воспитателя; • как реагировать, если с ребёнком не хотят играть, и т. д. 4. Книги Книги по теме помогут подготовить вашего малыша и познакомить с совершенно новой средой под названием «Детский сад». Забавные стишки, «находилки», правила поведения и бодрые интересные рассказы настроят малыша на позитивный лад, облегчат адаптацию и научат общению с другими ребятами. 5. Формирование определённых навыков Речь будет идти о самых главных навыках и умениях самообслуживания, которые развиваются и формируются у детей 2–3 лет. Навыки гигиены • с помощью взрослого или самостоятельно умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать кисти, смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем); • правильно пользоваться носовым платком, расчёской, салфеткой, полотенцем, горшком; • чистить зубы, полоскать рот после приёма пищи под наблюдением взрослого. Навыки самообслуживания (туалет, одевание, приём пищи) • горшок: вовремя сообщать взрослому о своих физиологических потребностях; • не спеша пережёвывать пищу, глотать её (да-да, практика показывает, что с каждым годом все больше случаев, когда дети приходят в детский сад с блендером); • держать чашку и самостоятельно пить из неё; • правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами; • самостоятельно или с помощью взрослого раздеваться и одеваться в правильной последовательности; • ближе к трём годам расстёгивать и застёгивать пуговицы; • одежду выворачивать на лицевую сторону и складывать её по возможности аккуратно – куда просит воспитатель; • расшнуровывать и расстёгивать обувь самостоятельно, с помощью взрослого зашнуровывать. Навыки бытового труда • выполнять несложные поручения взрослых; • класть игрушки на место после игры.
Надежда Махмутова «Адаптация к детскому саду без проблем».
Стиль воспитания-гиперопека. Последствия В психологии гиперопека над ребёнком — это особый стиль отношений в семье, характеризующийся с одной стороны потакающей манерой, излишне навязчивым вниманием к действиям и словам детей, с другой - ограничением их в собственном выборе, приоритетом родительского мнения, как единственно верного. В большинстве случаев излишней опеке подвергаются единственные, поздние, часто болеющие дети. Проблемы вследствие повышенного контроля старших появляются уже с дошкольного возраста. Если малышу требуется помощь в обучении навыкам самообслуживания (пить из чашки, самостоятельно пользоваться ложкой, ходить на горшок, одеваться и обуваться), то 4-7-летнему дошкольнику под силу выполнять подобные действия самому. У гиперопекаемого ребёнка не вырабатываются навыки самообслуживания, ведь близкие всегда готовы одеть, обуть, застегнуть, зашнуровать, накормить, напоить. В окружении сверстников в детском саду такой малыш становится предметом насмешек, воспитателям приходится уделять ему больше времени, чем самостоятельным детям. Страдают и двигательные навыки, поскольку тревожная мама вряд ли разрешит обожаемому чаду бегать, кататься с горки, исследовать гимнастические комплексы, прыгать на батуте. Скорее всего, малыш тихо играет в песочнице, а на любую попытку покинуть пределы безопасного пространства слышит оклик: «Куда полез? Расшибёшься!». Также и страдает адаптация ребёнка в социуме. Поступление в школу и начало обучения приводит дошкольника, находящегося под неусыпным контролем взрослых, к новым трудностям. Кроме неумения выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и учителями, отставания в физическом развитии, минимуме самостоятельности, у младшего школьника появляется боязнь обучения. Данный стиль воспитания сигнализирует о необходимости психологической консультации для родителей.
Используемая литература: Журнал «Дефектология» № 22713.
Игры на вызвание речи у детей раннего возраста.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становится «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему … не ту игрушку. Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространёнными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Выбор. Предоставлять ребёнку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?». Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажем. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Используемая литература: Ушакова О.С.Теория и практика развития речи дошкольников. М.,2008. Елецкая О. В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. М.,2010.
Почему важно играть с ребёнком в сюжетно-ролевые игры.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг, себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре.- Игра — это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. 3. В сюжетно-ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны. Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша. 4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. 5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.
Используемая литература: Н.В. Краснощекова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, Феникс 2008.
|