Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Стол переговоров: как подружить обычных и необычных детей за общей работой руками

Норильские педагоги создали инклюзивную творческую мастерскую, в которой вместе занимаются дети с инвалидностью и остальные школьники.

Творческая мастерская инклюзивного образования «Доброе сердце» появилась в городе при поддержке компании «Норникель». В 2014 году проект мастерской был признан лучшим в номинации «Полюс добра» конкурса социальных проектов «Мир новых возможностей».

«Мы хотели организовать мастерскую, где могли бы заниматься наши дети и дети из реабилитационного центра «Виктория». Ведь ничто так не объединяет, как совместные занятия, тем более прикладным творчеством», — рассказывает АСИ Наталья Лаврентьева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе норильской гимназии № 1.

«Мы» — это Лаврентьева и учитель начальных классов гимназии Ирина Максимова. Воспитанники «Виктории» — дети с особенностями, в том числе умственными. Прикладное творчество — это флористика, то есть создание руками панно, коллажей, других композиций.

Воспитание толерантности

Дети в мастерской занимались парами: один из центра «Виктория», один — из гимназии. Всего — 14 детей. В течение года они учились флористике и каждая пара делала свою совместную работу. Занятия проходили раз в неделю, их вела преподаватель-флорист Светлана Валентионок. Поделки делали из подручных материалов: макаронных изделий, кофейных зерен, фасоли, семечек арбуза, еловых шишек, упаковочного шпагата.

«Некоторые работы получились очень красивые, просто шедевры! Мы потом сделали несколько выставок поделок и фотографий того, как проходили занятия. Выставки проводились в нашей гимназии и в картинной галерее города. Было выставлено 45 работ наших ребят. На выставку приходили ученики других школ и жители Норильска», — говорит Наталья.

За год было организовано пять выставок. А к финалу проекта для родителей и преподавателей был подготовлен концерт.

Но главный итог — не выставки, а воспитание толерантности, уверены педагоги. «Вот меня часто спрашивают, почему вы не берете русское слово? Почему используете иностранное слово «толерантность»? Да потому что в русском языке нет такого слова, которое бы описывало в полной мере эти чувства. Терпимость – это именно терпение, мы терпим рядом кого-то. А толерантность – это болеть душой за чужое горе, чужую боль, воспринимать ее как свою собственную», — делится Наталья.

Во время занятий с детьми происходили заметные изменения. Как говорят педагоги, они просто преображались на глазах.

«Теперь они уже не пойдут махать кулаками на кого-то, кто не такой, как они. Теперь они понимают, что рядом есть и другие — с другим цветом волос, кожи, другой национальности, с другими физическими возможностями. Не такие, как они, но ничуть не хуже, — говорит Наталья Лаврентьева. — Этот проект нужен был не столько воспитанникам центра «Виктория» — детям с ограниченными возможностями здоровья, сколько нашим детям, обычным, здоровым. Чтобы уметь оставаться людьми, быть терпимыми к чужим проблемам, чужому горю, чужой боли».

Изменения произошли не только с теми детьми, которые занимались в мастерской, но и с другими школьниками — они как бы «заразились» толерантностью, утверждает Наталья.

«Было любопытно наблюдать, как менялась психология даже тех детей, которые в проекте не участвовали. Когда мы только начинали и впервые привезли к нам ребят из центра «Виктория», реакция наших детей была довольно сильная. Понятное дело: там были и дети с ДЦП, и с синдромом Дауна, и аутисты – у некоторых и походка непривычная, и выражение лица другое. И вот идут они по школьным коридорам, а наши дети останавливаются и смотрят на них с выпученными глазами, в недоумении – кто это? кто к нам приехал? Но так было только на первых порах. А потом, когда ребята стали тут чаще бывать, общаться с нашими детьми, это исчезло. Их стали воспринимать нормально, к ним привыкли. Привыкли, что они ходят по коридорам, что такие дети у нас тоже есть, и что они тоже — наши», — рассказывает Наталья.

Двойная польза

Мастерская многое дала и воспитанникам центра «Виктория». Благодаря занятиям флористикой проходила их социальная адаптация, взаимодействие с обыкновенным миром в обыкновенных условиях.

«Эти дети тоже адаптировались. Сначала им было все непривычно, они пугались всего, даже нашего школьного звонка – ну он, как везде, очень громкий. У них в центре «Виктория» такого нет, – рассказывает Наталья Лаврентьева. — Потом они привыкли, и теперь их уже ничего не пугает: ни звонки, ни крики детей во время переменки. Все это – огромная польза для таких детей. Нельзя их воспитывать в особых условиях, в обособленном пространстве, их надо чаще выводить в обычный социум. И это была своеобразная тренировка выхода в большой мир, где все бегают, прыгают, толкаются, кричат».

Еще один полезный момент – приобретение трудовых навыков. «Потом, во взрослой жизни, им нужно будет зарабатывать хоть какую-то копеечку к своей пенсии по инвалидности. А у нас они научились заниматься рукоделием, делать поделки, которые можно и продавать: брелоки, букеты из сухих цветов, еще что-то», — поясняет Наталья.

Многие дети сдружились. «Дружба – это первое, что возникло между детьми», — говорит педагог.

Что дальше?

Хоть проект и завершился, но отношения остались, и гимназия № 1 продолжает сотрудничество с центром «Виктория». Его воспитанники приезжают в школу участвовать в акциях и праздниках, которые они готовят вместе: «Мы хотели и дальше развивать наш проект и даже подали еще раз заявку на конкурс «Норникеля» — хотели привлечь других педагогов города и расширить тематику занятий. Но почему-то на этот раз грант нам не дали».

Идея была — организовать занятия не только по флористике, но и по резьбе по дереву и даже по хореографии, коллективные походы в кинотеатры и музеи. Но главное – не растерять те отношения, которые сложились между двумя коллективами, продолжать помогать воспитанникам центра «Виктория» в социальной адаптации и развитии.

«Конечно, когда у нас был грант, было больше возможностей, — например, мы могли пригласить со стороны педагогов для ведения занятий. Это же должны быть люди, умеющие и знающие, как заниматься с такими детьми, как с ними взаимодействовать. Нужны терпение, мягкость и знания. Мы продолжаем сотрудничать с центром «Виктория», придумываем совместные занятия, праздники, какие-то события. Но ресурсов мало, и мы пока не можем работать так активно, как раньше, это жаль и обидно».

Педагоги ищут новые возможности. Руководство гимназии подало заявку на участие в конкурсе на соискание национальной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Раздвинь границы».

 

Источник https://www.asi.org.ru/article/2018/03/27/dobroe-serdtse-v-norilske-inklyuzivnaya-masterskaya/

 

Вернуться к списку