Cправа на фото: Кристина Козик, волонтер с синдромом Дауна, на I ежегодном форуме о социальном предпринимательстве, благотворительности, экологии и КСО
«Я, к сожалению, немногое знаю о таких людях, поэтому не могу сказать что-то конкретное», - чаще всего звучит именно такой вариант ответа на вопрос: «Готовы ли вы взять на работу сотрудника с синдромом Дауна?». А задавали мы его участникам I ежегодного форума о социальном предпринимательстве, благотворительности, экологии и КСО.
Организованный издательским домом «КоммерсантЪ» форум (смотрите рассказ о нём в журнале «Термос») поднимал много важных тем, но одна со сцены так и не прозвучала. Мировая практика показывает, что многие люди с ментальными особенностями, в том числе с синдромом Дауна, способны овладевать профессиональными навыками и ходить на работу, — вот только у российских работодателей этот факт практически не находит отклика. У фондов «Синдром любви» и «Даунсайд Ап» есть специальные проекты профориентации и даже трудоустройства, в рамках которых их подопечные, например, посещают с экскурсиями предприятия и организации Москвы. Некоторым удается пройти стажировку, есть примеры и работающих ребят. Правда, пока совсем немного.
- На производство сложно взять людей с ограниченными возможностями. Но, в целом, возможно пригласить людей с синдромом Дауна на какие-то офисные позиции, — предполагает один из собственников компании «Мосагротех» Павел Яковлев. — Правда, у нас пока не настолько развит проект, чтобы мы могли предложить какие-то вакансии.
Павел Яковлев («Мосагротех»)
Многие бизнесмены ссылаются на специфику своей компании. В отраслях, связанных с энергетикой или машиностроением, найти применение особенным ребятам сложно. Хотя некоторые все равно обращают внимание на людей пусть не с ментальными нарушениями, а с физическими.
- У нас в металлургии это очень сложный вопрос. В принципе, у нас есть люди с ограниченными возможностями на предприятии. Но для них нужно создавать определенные условия, что бывает непросто. В тяжелой промышленности это сложно. Может, для людей с синдромом Дауна подошла бы позиция секретаря, но на них ведь тоже сейчас очень большая нагрузка, - размышляет начальник отдела Дирекции по персоналу Выксунского металлургического завода Ольга Лучинина.
Кроме проблем с физической силой и отсутствием технической возможности организовать рабочее место потенциальные сотрудники с синдромом Дауна могут столкнуться еще и с нетерпением клиентов.
Юлия Трубицына, руководитель по КСО компании АШАН Ритейл Россия (слева)
Другим врагом людей с дополнительной хромосомой может стать диджитализация всего и вся. Бизнес все активнее переходит в цифровую эпоху, и многие офисные позиции, не требующие квалификации, сокращаются. Получается, что для того, чтобы дать работу особенному человеку, бизнес должен быть готов терять часть прибыли. Есть, впрочем, компании, которые видят для себя такую возможность.
Алиса Васильева, руководитель направления по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами компании Coca-Cola HBС Россия (в центре)
- Конечно, мы готовы принять в свою компанию человека с синдромом Дауна, мы работаем в этом направлении и сейчас мы будем начинать большую программу в целом по поддержке сопровождаемого трудоустройства и внедрению этой практики у нас, — говорит Алиса Васильева, руководитель направления по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами компании Coca-Cola HBС Россия.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ