Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

«Нормальный только я»: в Москве показали художественный инклюзивный фильм

В качестве актеров в нем приняли участие дети с особенностями.

1 ноября на российские экраны выйдет инклюзивный художественный фильм «Нормальный только я». Предпремьерный показ фильма состоялся 15 октября на международном фестивале социального кино «Лампа».

«Нормальный только я» — комедия, дебют актера и режиссера Антона Богданова, известного по сериалу «Реальные пацаны». Вместе с ним в фильме снялись актеры Константин Хабенский, Максим Виторган, Ольга Лерман, Сергей Кутергин, Виктор Добронравов и дети с особенностями без специальной подготовки. Поэтому в фильме они не играют, а живут, как есть. 

Гости «аварийного» лагеря

  • Вот территория лагеря «Красный сокол»…
  • Видел я твоего сокола краснокнижного, но это разве сокол? Ну, подранок. 
  • Подранок?
  • Ну, сколько яиц он тебе принесет? 
  • Яиц?

Мэр города Виктор вздыхает, его намеки не понимают. А намекает он на раздел будущего поселка, который собираются строить возле детского лагеря «Красный сокол». До директора лагеря Игоря постепенно доходит.  

  • А, их здесь двенадцать. Два, как договаривались, вам… 

Быстро выясняется, что двенадцать — мало, на всех «дольщиков» не хватит. Нужно расширяться, а значит, сносить детский лагерь. Его всегда можно признать аварийным, равняясь на московскую реновацию. 

Сказано — сделано, экскаватор крушит ковшом скульптуру трубача в пионерском галстуке. Сносу мешают дети, которых привозят в «Красный сокол» по поручению министерства соцразвития области в экспериментальную инклюзивную смену. Их просто так не выгонишь, а то пойдут жаловаться Путину. Так начинается сюжет фильма «Нормальный только я».  

«Опоздавшие» родители 

Директор не бросает попыток выкурить «экспериментальную» смену из лагеря. Ему нужно срочно строить поселок, деньги уже на руках. 

После провальных попыток напугать детей и их сопровождающих он решает заслать в лагерь «хулиганскую» смену: обращается к знакомому, который владеет автосервисом и собирает возле себя беспризорников. 

 

 

 

 

Те и не слышали, что такое инклюзия. Приезжают, и неизбежно начинаются конфликты — ссоры в столовой, пакости после отбоя, насмешки и придирки. Причем с обеих сторон — дети с особенностями не отстают и тоже придумывают свои способы насолить обидчикам. Например, извалять их одежду в стекловате. 

В лагере наступает родительский день, и мы видим, что у детей с особенностями нежные, любящие родители. Они же при малейшей угрозе «комфорту» своего ребенка начинают клясть весь лагерь, несмотря на то, что детям там было весело. 

 

 

 

 

  • Вот, посмотрите, к нормальным детям пустили всякое хулиганьё! Эксперименты устраивают! Собирайся, поехали домой!
  • Я не поеду!
  • Я тебя с этими здесь не оставлю!  

Для трудных подростков значимым взрослым оказывается только владелец автосервиса дядя Рома.

Ему, суровому, не до родительской заботы. Но вместо жесткого «к вам мамы и папы не приедут», он придумывает, что повредил колесо, пока ехал за ними, опоздал, и они разошлись. Дети не верят, и мы видим, что они травмированы.   

Так кто нормальный? 

Стигматизировать в фильме пытаются обе группы: первые — с инвалидностью, с ними непонятно, как общаться, вторые — хулиганы, которые скоро сядут в тюрьму. Так кто нормальный? — задаются вопросом авторы и зрители.

Мальчик с синдромом Дауна Антон, который читает на сцене стихи наизусть и между строк кричит матом? Его мама, слушая, вдохновленно говорит: «Есенин». Это Антон крадет одежду второй группы, чтобы положить ее в стекловату, это Антон обнимает одного из беспризорников и называет его своим другом.  

 

 

Кадр из тизера фильма / Youtube

 

 

Парень Костя, который пишет «автосервис» через «з», влюбляется в девушку на коляске, но при друзьях пытается ее высмеять? Это Костя первым прерывает цепочку взаимных издевательств. 

Сопровождающая инклюзивную группу Настя, которая представляет, что ее дети непременно утонут в болоте, если пойдут в поход, и считает, что нормальные — это ее, а те, другие, нет? Это Настя гиперопекает детей с особенностями и ругает хулиганов, забыв, что они тоже дети. 

 

Директор лагеря Игорь, который поджигает сарай, чтобы выгнать особую группу, и боится мэра, который преследует его с вопросами о поселке? Это Игорь до конца не понимает, зачем возиться с детьми с особенностями, для президентского гранта, что ли.  

А никто не знает. К концу фильма звучит посыл «не делите нас!». Только так они могут сдружиться и вместе защитить лагерь от строительной техники и сноса. 

 

 

 

 

 

В фильме участвуют дети из лагеря Новый город «Дружный». Это пермская инновационная программа для детей с разными потребностями.

 

Источник https://www.asi.org.ru/news/2021/10/19/normalnyj-tolko-ya/

Вернуться к списку